21 июля мы празднуем явление Образа Пресвятой Богородицы во граде Казани. Чудесна история его обретения, чудесна и роль его в истории нашего Отечества, которая полна свидетельств того, как не оставляет Своим ходатайством и заступлением Божия Матерь Свой удел, Землю Русскую, которую мы и называем Домом Пресвятой Богородицы. Вся она светло красуется изображениями Ее Пречистого Лика.
„Там, где прославляется святое имя Обрадованной Владычицы,— воспевает в этот светлый день Святая Церковь,— изливаются источники всяческих благ: приидите в чистоте, человецы, ибо, вот, явление иконы Божественной Девы сказует пришествие Царицы во спасение всех верных!“
„Приидите, возрадуемся державной Заступнице рода нашего Царице Богородице,— приглашает нас к светлому торжеству Святая Церковь,— приидите к тихому Ее и чудному, почитаемому Ангелами, честному поклонимся образу. Ибо дарует Богородица верным обильные дары целебные от неистощимого источника, святой иконы, источая неоскудную благодать. Тьмы избавляет нас, искушений и бед, и всякого греха, благочестно и богоприятно прославляющих и чтущих светлую и чудную святую икону Богоматери“.
Как известно, все иконы Божией Матери относятся к различным иконописным типам. Казанская икона относится к типу „Одигитрия“, то есть „Путеводительница“. И это неспроста: „Одигитрия“— это знамя земной воинствующей Церкви, Пречистая Дева, именуемая нами „Взбранною Воеводою“, зримо присутствует в среде верных христиан, ведущих брань с врагами видимыми и невидимыми. В службе праздника Казанской иконе и другим, относящимся к этому же иконографическому типу, праздничный канон предваряется всегда каноном Одигитрии.
Рассмотрим, что значило явление Казанского Образа в те суровые времена и какое влияние оказало это событие на всю последующую историю нашего Отечества.
Явление образа
Обретение святого Образа произошло так. Пречистая Дева Сама явилась во сне одной благочестивой девице, по имени Матрона, дочери стрельца, и повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала то место, где была сокрыта икона. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенной детской грезой.
Сон повторился еще дважды. В третий раз Матрона увидела саму икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: „Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь“. После этого мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им.
Тогда 8 июля (21-го по новому стилю), в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, но иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная.
Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою святыню от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь свт. Николая, а оттуда в Благовещенский собор.
При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы.
На Земле Нижегородской
Спустя 30 лет после своего обретения икона вновь оказывается в центре сложных исторических событий. Русское царство переживает глубокий кризис, так называемое «смутное время». Поляки мечтают о захвате русского престола. В это время Русскую Церковь возглавлял Патриарх Ермоген, бывший митрополит Казанский, свидетель явления Казанской святыни, который сам перенес в храм образ Казанской Божией Матери. Будучи непримиримым противником поляков, святитель в своих проповедях открыто выступал против их господства.
Икона Казанской Божией Матери связана узами духовного родства с Нижним Новгородом. Ермоген поднял дух русского ополчения, которое возглавили торговый староста Минин и князь Пожарский.
Возможно, именно Патриарх был инициатором того, что из Казани в ополчение прислали список чудотворной иконы как знак его пастырской поддержки и освящения похода против врагов. Под ружье встали, в основном, вовсе не военные люди, но с ополченцами теперь была икона Казанской Божией Матери. (Другие прославленные чудотворные иконы — Владимирская и Донская — находились в Москве, в плену у неприятеля.)
Враг был разбит. Русское войско с иконой вошло в Китай-город и двинулось к Красной площади. Все храмы Кремля в это время были разорены и осквернены. Событие это произошло 22 октября (по новому стилю — 4 ноября) 1612 года. Именно в этот день установлено второе празднование иконе Казанской Божией Матери, что в первое десятилетие XXI века стало всенародным праздником — Днем народного единства.
Чтимые списки
В России существовали три основные чудотворные иконы Пресвятой Богородицы образа «Казанская».
Первая — это явленный в Казани первообраз, хранившийся там в Богородичном монастыре до начала XX века. В 1904 году монастырь был разорён, а икона украдена.
Вторая икона — это список, присланный в своё время Ивану Грозному. Эта икона находилась в Москве до 1721 года, когда Петр Первый перенес ее в Санкт-Петербург, где она первоначально была поставлена в небольшой каменной церкви на Васильевском острове, а затем передана в Александро-Невскую лавру. При императрице Анне Иоанновне на Невском проспекте неподалеку от нынешнего Казанского собора был сооружён деревянный храм в честь Рождества Богородицы, и в 1737 году туда была перенесена чудотворная икона, богато украшенная драгоценными камнями. При Павле Первом эта церковь стала называться Казанским собором. Нынешний же Казанский собор был сооружён в начале XIX века при Александре Первом. В день его освящения 15 сентября 1811 года сюда была перенесена Казанская икона Божией Матери и поставлена в иконостасе по левую сторону от царских врат в главном приделе.
Третья чудотворная Казанская икона Пресвятой Богородицы — список, присланный Патриархом Ермогеном в ополчение. Этот образ принадлежал князю Пожарскому. Ныне он хранится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.
Кроме этих трех главных икон Казанской Божией Матери существовало и существует множество ее чудотворных списков, что свидетельствует об особом почитании этой святыни. Вопрос возраста того или иного списка интересен для искусствоведов и историков, для верующих же важно то, что любой список, сделанный с чудотворной иконы, обладает теми же благодатью и силой, что и оригинал. Не случайно перед многочисленными списками чудотворного образа приносили и приносят свои молитвы жители всех уголков России. Один такой список находится даже на Аляске.
«Не отврати лица Твоего…»
Именно Казанской иконой Пресвятой Богородицы император Александр III и императрица Мария Феодоровна благословили свою дочь, великую княжну Ксению Александровну, на брак с великим князем Александром Михайловичем. (Их свадьба состоялась 25 июля 1894 года в церкви Большого Петергофского дворца.)
Существует предание о том, что Казанской иконой благословил Петра I святитель Митрофан Воронежский еще до основания Петербурга: «Возьми икону Казанскую Божией Матери, и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего». В XIX веке в центре Петербурга, на Невском проспекте, для нее был сооружен величественный Казанский собор. Перед Казанской иконой князь М.И. Кутузов в 1812 году молился за спасение России.
Многие до сих пор убеждены, что именно этот образ спас Москву в трагические дни 1941 года, когда после поражения Советской армии на Волоколамском шоссе путь в столицу был открыт для врага.
Рассказывают, что во время блокады Ленинграда Казанскую икону Пресвятой Богородицы обнесли вокруг городских стен, и свершилось чудо — город стал неприступной крепостью. Да и знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этим чудотворным образом.
Сегодня, когда в Москве на Красной площади восстановлен Казанский собор и в нем ежедневно совершаются богослужения, к Казанской иконе Божией Матери обращаются взоры всех верующих.
Пожалуй, нет на Руси храма, в котором бы не было Казанского образа Пресвятой Богородицы, все мы неизменно спешим поклониться этой святой иконе, приходя на службу в храм.
Дмитрий Романов, Анна Ермолина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.