Завершение земного пути

12:48, 10 мая 2012

Вознесение Господа Иисуса Христа — праздник, который по своему огромному значению для христиан был включен Православной Церковью в ряд двунадесятых, то есть самых важных. Событие, положенное в его основу, совершилось на сороковой день после Воскресения Христова. Поэтому и сам праздник отмечается православными христианами через сорок дней после Пасхи. О его духовном содержании рассказывает клирик Спасского Староярмарочного собора протоиерей Сергий Радаев.

— Отец Сергий, какова история возникновения этого праздника?
— Вознесение Господне — один из величайших праздников Православной Церкви, который вошел в годовой праздничный круг в первые века христианства. Мы помним, как об этом событии повествуется в Новом Завете. Согласно книге Деяний святых апостолов (Деян. 1: 2–11) Иисус после своего Воскресения в продолжение сорока дней являлся своим ученикам и говорил им о Царствии Божьем, а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав, что через несколько дней после этого они будут крещены Духом Святым. В сороковой день после Пасхи, поднявшись с ними на гору Елеон и преподав им свое благословение, Сын Божий стал возноситься на небо. Но очень важно помнить, что при этом Христос, оставляя учеников на земле, обещал послать им Утешителя — Духа Святого, который, в Пятидесятницу сойдя на апостолов, положил начало основанию Христианской Церкви. Как изъясняет Афанасий Великий, вознесение Иисуса Христа на небо означает обожение (теозис) его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока. И конечно, для православных христиан очень важно заблаговременно готовиться к встрече этого праздника, и прежде всего к принятию в этот день Святых Христовых Таин. Необходимо очистить свою совесть покаянием на исповеди и после этого приступить к святому причастию, которое освящает наши души и телеса. Очень важно помнить о том, что церковные праздники призывают нас именно к душевному, духовному подвигу, а не только к телесному.

— Какая иконография свойственна этому празднику?
Иконография Вознесения Господня имеет единую сюжетную основу на протяжении многих столетий в разных регионах и художественных школах: в верхней части иконы на первом плане мы видим возносящегося с горы Елеон Христа, благословляющего двенадцать апостолов с Богородицей в центре, которые изображены единым кругом в нижней части. Поскольку событие Вознесения господа имеет космический масштаб, его обязательно сопровождают сонмы ангелов. Обычно вариации в иконографии допускаются лишь в количестве ангелов. На некоторых иконах можно заметить такую деталь — на Елеонской горе, откуда Иисус Христос вознесся на небо, изображен след от Его ноги.

— В Священном Писании часто присутствует глубинный символизм, свойственный многим историческим событиям. Что в связи с этим можно сказать о Вознесении Господнем?
Когда мы берем в руки Библию, то действительно умолкаем перед великой тайной, которая заключена в этой великой книге. Соприкоснуться с этой тайной можно только через благоговение к ней. Но вместить ее во всей полноте ограниченный ум не в состоянии. На библейских страницах мы часто сталкиваемся с таинственными, священными символами, каковыми, в частности, являются некоторые числа. Число „сорок“— из этого ряда. Сорок дней прошло от Пасхи до Вознесения Господня. Сорок дней Господь пребывал со Своими учениками, уча их Тайнам Небесного Царства. До Воскресения Христа эти тайны были бы для них непонятны и недоступны. Число „сорок“ символизирует время духовного испытания и земную жизнь. Сорок лет вел Моисей народ по пустыне в Обетованную землю. Сорок дней постился Иисус Христос перед Евангельской проповедью. Сорок дней после своего Воскресения Он пребывал на земле, являясь своим ученикам и апостолам, приготовляя их к принятию Божественной благодати и будущей проповеди Евангелия. На сороковой день по Воскресении Господь, окруженный учениками, вышел из Иерусалима и направился к Елеонской горе.

— Каков, на ваш взгляд, духовный смысл праздника?
Вознесение Христа Спасителя имеет огромное онтологическое значение. Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу. Это событие также имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной жизни Христа, а Второе пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. Вознесение Господне имеет для нас и нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным и греховным. Повествуя о Вознесении Христа, евангелист Марк ввел в текст образ-символ: Иисус Христос сел по правую сторону Бога-Отца. Бог вневременен и внепространственен. Что значит это иносказание, эта антропоморфическая метафора? Когда император избирал себе соправителя или его сын-наследник достигал совершеннолетия, то совершался особый ритуал — интронизация. Во дворцовом зале ставили рядом два трона. На одном сидел император, а к другому подводили соправителя, и он садился по правую руку от императора. Это означало их одинаковое достоинство и единую власть. Этот образ-символ еще более подчеркивает аксиологическое значение Вознесения. В лице Богочеловека Христа Спасителя все человечество получило возможность бесконечного духовного восхождения.

— Сегодня, спустя два тысячелетия, для нас это большой праздник, но было ли радостно апостолам, которые осознавали, что прощаются со Христом навсегда?
Господь наш был от начала на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий. Сошел Он на землю по любви к нам. И, завершив великое свое земное служение, Он опять возвращается к своему Отцу — туда, где пребывал и раньше. Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения, даровать людям избавление от вечной смерти. И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо. Интересно об этом писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин): „Праздник Вознесения сочетает в себе радость встречи и радость разлуки. После искупительных страданий Учителя смерть разлучила апостолов с Ним. В скорби находились они. Но, как мы знаем, после славного Воскресения Своего Господь много раз в течение сорока дней (от Пасхи до Вознесения) являлся им, беседовал с ними, наставлял их. Каждая такая встреча учеников со своим Божественным Учителем, несомненно, была радостью для них. Но вот наступила последняя встреча. Последняя беседа Учителя с учениками. И за ней последовала разлука на долгие, долгие времена. До самого Его второго пришествия на землю. Надо бы печалиться… А апостолы и ближайшие ученики Христовы, еще маленькая Церковь, которая уже создалась на земле, находятся в радости“. Поэтому и евангелист Лука повествует нам, что по Вознесении апостолы с радостью вернулись в Иерусалим (Лк. 24, 52). К этой радости они были подготовлены Самим Господом.

— Праздник Вознесения Господне, как и весь календарный церковный круг, прочно связан с народной бытовой культурой…
— В русской народной традиции считалось, что с Вознесеньева дня начинается полный расцвет весны, ее окончание и переход к лету. Обычно говорили, что с Вознесения „пошел колос на ниву“, то есть озимая рожь выпускает колос.

Беседовала Светлана Высоцкая