Зримое воплощение любви ко Господу

18:15, 10 октября 2022
Храмостроительство на нижегородской земле

Искусству зодчества практически столько же лет, сколько человечеству. Величайшие памятники цивилизации на планете — архитектурные. И в большинстве своем — храмы. В нашей стране дорога к храму — это путь не только в пространстве, но и во времени. Период осквернения церквей сменился эпохой их возрождения. Трудами митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, представителей государственной власти, благотворителей, простых прихожан начали вставать из руин множество нижегородских храмов. За годы служения на земле преподобного Серафима владыка Георгий освятил более 200 из них.

На подступах к проекту

Возрождение храмов после советской эпохи начиналось общими стараниями прихожан и духовенства: это было время, когда сердца людей горели. Нижегородские Александро-Невский кафедральный собор, храм в честь преподобного Сергия Радонежского, церковь в честь святых Жен Мироносиц, взрастившая преподобных Макария Желтоводского и Евфимия Суздальского, Александро-Невский храм в Сормове — вновь стали духовными центрами, объединяющими нижегородцев. Необыкновенно расцвели и древние обители: Дивеевский монастырь, Арзамасский Николаевский, Оранский, Дудин, многие другие… Еще 15 лет назад в это трудно было поверить.

С чего же начинаются восстановительные работы? Конечно, с исторической справки. Для этого необходим максимум сведений: когда был построен храм или монастырь, кто архитектор, строители. Специалисты разыскивают в архивах (областных, синодальных) проекты зданий времен их строи­тельства, готовят проектно-сметную документацию. В начале пути проводятся масштабные исследования: есть ли трещины в стенах, не наклонены ли они, важно понять, на каком фундаменте стоит здание. Требуется мониторинг, система наблюдений: трещина увеличивается или нет, есть ли у здания сезонные подвижки. Это касается и температуры, давления, влажности, грибковых поражений… На базе всех исследований готовится проект.

Подобных примеров восстания храма из небытия сотни. Возрожденные святыни становятся центрами культурной и духовной жизни городов и районов.

Оживают шедевры

Возрождение — процесс многогранный. Не всегда старинные церкви нуждаются в капитальном ремонте и поднятии из руин. Нередко им нужна именно реставрация. К сожалению, фрески еще менее долговечны, чем архитектура, и многое в советский период было утрачено. Реставрация стенописи — одно из главных направлений работы Нижегородской епархии по сохранению святынь.

Яркий пример — живопись кафедрального Воскресенского собора Арзамаса. Храм расписывали ученики знаменитого мастера Александра Ступина, академика, создателя первой в России частной художественной школы. За плечами современных специалистов уже огромный цикл работ. Монументальная живопись на площади более 4000 квадратных метров возрождается кропотливо, по сантиметрам. Специалисты трудятся над реставрацией икон и иконостасов.

Недалеко от Воскресенского собора в Арзамасе — Спасо-Преображенский мужской монастырь, основанный во времена Ивана Грозного. Здесь высится самый древний каменный храм города — Преображенский собор. История обители прервалась в 1927 году, лишь в 2015‑м возобновились богослужения. Сегодня собор — объект культурного наследия федерального значения — возрождается полным ходом. Восстановлены уникальные кирпичные купола, историческая кладка стен и сводов. Сантиметр за сантиметром, используя старинные техники письма и новейшие материалы, мастера возвращают нам почти утраченные росписи XVII века.

Такую картину можно наблюдать в десятках храмов Нижегородской епархии.

С 2010 года по благословению мит­ро­полита Георгия при нижегородском Александро-Невском кафедральном соборе работает епархиальная реставрационная мастерская. За эти годы ее специалисты спасли более 700 икон. Профессионалам в этом помогают участники выездных школ реставрации — совместный научно-образовательный проект Нижегородской епархии и Союза реставраторов России начался в 2019 году. Восстановление и консервацию икон и стенописи старинных храмов проводят студенты учебных заведений Москвы и Санкт- Петербурга под руководством опытных реставраторов. Молодые люди получают уникальный практический опыт, а храмы, зачастую отдаленные, — бережное обновление. В этот проект вошли 35 церквей.

Но не все святыни удается восстановить быстро, слишком много их было повреждено в годы богоборчества. Чтобы остановить дальнейшее разрушение, в 2021 году в Нижегородской епархии началась масштабная работа по консервации недействующих, полуразрушенных церквей. Их обязательно нужно сохранить для потомков! Они прожили 200, 300, 400 лет, и даже сама кладка, кирпич XVI, XVII, XVIII веков — уже памятник истории и культуры.

Там, где нужнее

Строительство новых храмов в шаговой доступности — предмет особого внимания Святейшего Патриарха Кирилла. Возведение церквей в населенных пунктах, где приходов никогда не было, действительно, имеет сегодня огромное значение. Нижегородская епархия активно откликается на призыв Предстоятеля Русской Церкви.

Один из примеров — строительство храма, посвященного основателям Нижнего Новгорода — святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу и святителю Суздальскому Симону. Церковь возведена в Автозаводском районе по проекту Успенского собора Саровской пустыни. Заложена 11 октября 2016 года, а уже 31 июля 2021 года освящена. Это величественный храм высотой 55,5 мет­ра, с яркими мозаиками на фронтонах и 4000 квад­ратных метров росписи, объединенной в тематические циклы.

Воскресенский собор в главном городе Воскресенского благочиния, Никольский — в Автозаводском районе Нижнего Новгорода настолько же грандиозны по замыслу и воплощению, насколько и ожидаемы. Их строительство еще ведется. А церковь в честь великомученика Георгия Победоносца и нижегородский храмовый комплекс в честь праведного Иоан­на Кронштадтского и святого целителя Пантелеимона не имеют аналогов по сочетанию стилей и элементов внутреннего и внешнего убранства.

Миллионы частиц смальты

Храмы строятся, восстанавливаются, реставрируются. Свое место в них занимают святые иконы. В Нижегородской епархии созданы иконописные школы и художественные мастерские, где пишутся святые образы. Иконы стеновые и выносные, иконостасы и мозаики — работы нижегородских специалистов охватывают все многообразие церковной живописи.

Мозаика. Все больше нижегородских храмов украшаются ею. В Дивеевской обители по завету преподобного Серафима Саровского внутри святой Канавки построен величественный Благовещенский собор. Его мозаичные иконы и орнаменты оживают под лучами света. Над этим убранством работали более 200 мастеров-мозаичис­тов. Библейские сюжеты и композиции из истории обители мы видим на золотом фоне. Венчает убранство собора масштабный образ Божией Матери «Знамение». В храме почти 8000 квадратных метров мозаики. Это в общей сложности 78 миллионов час­тиц смальты, изготовленной в иконописной мастерской «Ковчег» в городе Бор. Масштабная, ювелирная, высокопрофессиональная работа.

— Восстановление храмов означает не только возрождение духовной жизни, — считает митрополит Георгий. — Это как минимум сохранение наследия наших предков. Ведь святыни были возведены руками русских людей. Кирпичик за кирпичиком, мазок за мазком они созидали Дома Божии. Наш культурно-генетичес­кий код остался в литературе, музыке, иконописи… И, конечно, в архитектуре. В сохранении этого кода — наша сила в настоящем и будущем. Залог того, что мы не станем иванами, не помнящими родства, глубинное осознание того, что мы живем на земле благословенной. Что мы славный народ с великой историей и призваны быть продолжателями Святой Руси и великой России. Всех нас объединяет Господь Иисус Христос, вера в Него как в истинного Бога и Спасителя. И любовь к своей Родине. Храмы — это столпы нашего самосознания. А их благолепие является зримым воплощением любви ко Господу.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.